Форум » » О возможном финансовом кризисе на Украине в 2008 году » Ответить

О возможном финансовом кризисе на Украине в 2008 году

lbamda: Ну шо же дорогие друзья - наше правительство хоть и мудачье полное , но... как грицца есть и похлесче! Читаем! По проблемам финансовой системы : 1. Дефицит торгового баланса только за январь-октябрь 2007г. составил $8.22 млрд. Полагаю, по итогам 2007 мы увидим как минимум $9.5 млрд. дефицита, а по итогам 1 полугодия 2008 - по меньше мере $5.5 млрд. Не в последнюю очередь это будет связанно с одновременным ростом цен на газ и снижением мировых цен на металлы. 2. По состоянию на сентябрь 2007, внешний долг Украины составил $74.33 млрд. Скорее всего, по итогам года мы увидим цифру $78-80 млрд. Значительная часть этого долга - это краткосрочные кредиты банкам, плохие кредиты, висящие на всяких смешных фирмочках типа Нафтагаза, а также государственный долг. По мере развития кризиса на глобальном рынке и ухудшения макроэкономических показателей Украины в первом полугодии 2008, рефинансирование этих кредитов будет быстро сходить на нет. Таким образом, входящий кредитный поток быстро остановится и затем развернется. Т.е. новых кредитов украинским банкам и корпорациям западники будут давать мало, а по уже выданным придется рассчитываться. 3. На текущий момент объем портфельных инвестиций в Украину, т.е. спекулятивных вложений в фондовый рынок, составляет порядка $10-11 млрд. С началом долгосрочного разворота на развивающихся фондовых рынках, который то ли уже происходит, то ли начнется в ближайший месяц-два, значительная часть этих средств будет выводиться с украинского ФР - полагаю, это не нужно никому доказывать. Т.е. опять-таки, финансовый баланс в этой части сменится с положительного, на отрицательный. Резюмируя, можно констатировать, что в самое ближайшее время профицит совокупного платежного баланса Украины (торговый баланс+финансовый баланс) должен превратиться в дефицит, который начнет стремительно нарастать. Более того - последний отчет по ЗВР показывает, что возможно финансовый поток уже развернулся: декабрь 2007 - -$305,95 млн. = $32,462.12 млн ноябрь 2007 - +$1,060.19 млн. = $32,768.07 млн.. октябрь 2007 - +$1,089.31 млн. = $31,707.88 млн сентябрь 2007 - +$1,735.71 млн. = $30,618.57 млн. август 2007 - +$1,594.10 млн. = $28,882.86 млн. июль 2007 г. - $1,403.05 млн. = $27,288.76 млн. июнь 2007 г. - $1 134,69 млн. = $25,885.71 млн. май 2007 - +$1,269.37 млн. - $24,751.02 млн. апрель 2007 - +$510.70 млн. = $23,481.65 млн. Т.е. после бурного роста ЗВР в первые 9 месяцев 2007, финансовый поток резко тормознулся в октябре, продолжил замедляться в ноябре и хлынул из страны уже в декабре. Ну а теперь давайте посчитаем - $78-80 млрд. внешнего долга, да $10-11 млрд. спекулятивных иностранных капиталов, да дефицит торгового баланса в $2.5-3 млрд. в квартал. И все это против ЗВР в $32.5 млрд. При негативном раскладе, совокупный дефицит платежного баланса в первом полугодии 2008 может составить $5.5 млрд. в торговле, еще $3-4 в портфельных инвестициях и порядка $10-12 млрд. в кредитном рынке. Т.е. около $20 млрд. чистых "исходящих" денег. Подчеркиваю - в валюте. Т.е. из ЗВР. И это я еще не посчитал вывод капиталов собственно украинскими капиталистами, которые ничего хорошего не ждут от Юльки, а также скупку валюты населением, которое, как Вы видите даже по этому форуму, не питает иллюзий по поводу мирового статуса гривны и перспектив экономики Украины. Так что уже к концу лета 2008, в ЗВР Украины может остаться только повесившихся таракан и пара миллиардов долларов. Это собственно, и есть дефолт финансовой системы. Т.е. банки, корпорации и государство будут продолжать выплачивать внешние займы, иностранные спекулянты продолжают выводить капиталы, люди продолжают выгребать евры и доллары из обменников, да вот только у НБУ не будет валюты, чтобы все эти операции обслуживать. А обслуживать надо – не может же НБУ послать нах иностранных инвесторов и сказать им, что, дескать, у меня нет для вас валюты. Или отказать в валюте банкам и корпорациям, возвращающим иностранные займы. Таким путем он их фактически обанкротит, а иностранные кредиторы через международный арбитраж элементарно докажут, что именно отказ НБУ конвертировать возвращаемые суммы, послужил причиной дефолтов по коммерческим кредитам, и переведут зависшие коммерческие долги в суверенный долг Украины. Какие варианты в этой ситуации есть у НБУ и Правительства? А варианта, собственно, два. Первый – смиренно дождаться дефолта финансовой системы, после чего кратная девальвация гривны (в 3-5 раз) случится автоматически, как это было в России в 1998. Второй - в самое ближайшее время начать быстро девальвировать гривну - раза в два. Это, конечно, приведет к значительному экономическому ущербу, свалит большинство иностранных инвесторов, несколько лет потом не получишь зарубежных кредитов, разорится много банков и компаний, но финансовая система будет сохранена. Попробуйте угадать, какой метод выберет сладкая парочка – воровка с пасечником? А теперь переходим к банковской системе. Итак, банковская система на сегодняшний день находится в следующем положении. Значительную часть пассивов банков составляют короткие (12-18 мес.) иностранные займы, поток которых уже иссякает, если не иссяк. Т.е. банкам в ближайшие месяцы придется возвращать иностранным кредиторам колоссальные суммы. Но деньги-то были розданы в виде более длинных кредитов (2-5 лет) населению и бизнесу и быстро их не вернешь. Значит нужно ударными темпами наращивать депозитную базу. Попросту говоря, нужно убедить население увеличивать объем вкладов в украинских банках на $1-1.5 млрд. в месяц в течение всего 2008. Причем делать это в условиях серьезного недоверия населения как к самим банкам, так и к национальной валюте. Реально? По-моему не очень. Так что в обозримой перспективе, непременно произойдет несколько дефолтов мелких и средних украинских банков. Ну, что будет дальше, Вы можете догадаться самостоятельно. Крик "Палундра! Банки горят!" облетит всю Украину за 15 минут. Все население, как один человек, кинется снимать свои вклады. Банки начнут ограничивать выдачу денег, замораживать вклады, приостанавливать работу и т.д. В таких условиях, все кто успеют снять деньги, будут тут же их менять в валюту, а заодно менять в валюту и все заначки. Курс гривны на черном рынке сразу бухнется в полтора-два раза. Это придаст сил всем, кто еще не выцарапал из банков свои кровные. И в конце концов население-таки завалит банковскую систему и придаст ускорения процессу запустения ЗВР.

Ответов - 6

Spear: Вернее будет только то, что происходит сейчас - рост зп, выплаты по 200 долл по сберкнижкам СССР и т п - т е нормальные демократические преобразования :)

lbamda: Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило долгосрочный суверенный рейтинг по кредитам в международной валюте Украины с ВВ- до В+, долгосрочный рейтинг в местной валюте - с ВВ до ВВ-. Прогноз по рейтингам "стабильный". Краткосрочный суверенный рейтинг по кредитам в местной и международной валюте был подтвержден на уровне В, а рейтинг Украины по национальной шкале - на уровне uaAA. Также остался без изменений рейтинг по долговым обязательствам в иностранной валюте, присвоенный на уровне 4. По словам аналитиков S&P, понижение рейтингов связано с неумелой политикой властей страны, которые не предприняли достаточно эффективные меры, чтобы сдержать растущую инфляцию. Финансовое стимулирование экономики, а также увеличение расходов приводят к быстрому росту инфляции, которая препятствует реальному увеличению доходов и делает их неустойчивыми. Ранее аналитики Standard & Poor's заявляли, что решение Национального банка Украины не вмешиваться в установление рыночного обменного курса и позволить гривне вырасти почти на 11% в номинальном выражении по отношению к доллару США демонстрирует готовность использовать кредитно-денежную политику в целях борьбы с инфляцией. Либерализация режима обменного курса должна помочь сдерживанию инфляции цен ходовых товаров (tradeables), и в частности сырьевых, таких как газ и продовольственные продукты, которые оцениваются в долларах. В тоже время аналитики агентства отметили, немонетарные факторы также способствуют росту инфляции в Украине (рейтинг по обязательствам в иностранной валюте: ВВ-/Негативный/В; рейтинг по обязательствам в национальной валюте: ВВ/Негативный/В). В первом квартале 2008 г. номинальные расходы правительства увеличились почти до 50% вследствие роста зарплат, и это сигнал частному сектору о высокой инфляции. Неопределенная политика в отношении доходов по-прежнему влияет на цены товаров (через вторичные эффекты). Кроме того, более сильная гривна будет стимулировать рост импорта и сужать маржу экспортеров, которая уже находится под давлением вследствие роста цен на газ, считают аналитики S&P. Этот процесс будет ускорять рост дефицита по счету текущих операций в Украине — от 4,2% ВВП в прошлом году до 10,3% ВВП в 2009 г. В среднесрочной перспективе существует неопределенность относительно того, будет ли внешнее финансирование, и в частности прямые иностранные инвестиции, по-прежнему обеспечивать финансирование большей части растущих потребностей Украины во внешнем капитале. В свете того, что значительная часть заимствований, привязанных к иностранной валюте, не защищена механизмами хеджирования, большая волатильность обменного курса в конечном счете может привести к ухудшению финансового состояния домохозяйств, что является возрастающим риском с учетом высокого значения (на уровне 67%) отношения "кредиты (домохозяйствам и нефинансовым частным организациям)/ ВВП" в Украине.

lbamda: Президент УЕФА Мишель Платини, поддержавший инициативу проведения чемпионата Европы-2012 на Украине и в Польше, 1-2 июля в Киеве объявит о решении УЕФА отобрать у этих стран право на проведение соревнований. Ранее экспертная комиссия УЕФА, после встречи с проектной командой НСК "Олимпийский", сделала вывод, что строительство нового стадиона или реконструкция существующего до 2012 года практически невозможна из-за отсутствия понимания срочности проведения данной подготовки со стороны украинских участников проекта


lbamda: Те, кто давно не был на Украине, по-прежнему представляют себе изобильную и щедрую республику, залитую ярким солнцем, гостеприимных украинцев, необъятные просторы золотой пшеницы, точные производства, уголь Донбасса, льющийся черной рекой. Теперь это далекое прошлое – более далекое, чем времена Богдана Хмельницкого. С этими застойными картинками пора прощаться, тем более, что согласно последним открытиям украинской исторической науки никаких изобилиев не было, а были: мовомор, голодомор, гулагомор и имперское угнетение. Итак, Украина – это европейская страна, как выяснилось, никогда не имевшая никакого отношения к России. Промышленность у нее слаборазвитая, работают, в основном, те заводы, продукцию которых легко вывезти за границу – в частности, металлургические. Сельское хозяйство в упадке, необъятные просторы засеяны золотыми подсолнухами, которые вывозят в вожделенную Европу, а там закупают золотое постное масло. Со скотом туго. Фермерство, на которое возлагалось столько надежд, скончалось при родах, а его маленький трупик набили бумагами и возят по выставкам. Цены поднимаются каждый день. Люди злые от постоянной нищеты - в провинции - и очень самодовольные - в Киеве, который представляет собой что-то вроде местной вариации на тему «Золотого миллиарда». Донбасские шахты большей частью закрыты под предлогом нерентабельности, а шахтные поселки постепенно вымирают. Отчаявшиеся люди самовольно спускаются в закрытые шахты и рубают там уголь так же, как делали их предки в XVII веке – обушком и без всяких мер безопасности. Ну что еще? СПИД, наркомания, бычьи шеи нуворишей, разоренные заводы, заброшенные дома с разбитыми окнами, дети-бомжи – вот это теперь Украина. Кроме Киева, конечно. Там все шарман, деньги рекой, столица европейской державы. Евровидение вот принимать собираются - других проблем уже нет. Столица должна жить весело. Экономическую систему Украины лучше всего описывает термин «денежный феодализм». Выглядит система, в сущности, очень архаически, напрямую отдавая средневековым «кормлением». Из тела страны выделяются точки, приносящие живые деньги. Каждая такая точка захвачена отдельным феодалом, который с нее и кормится – то есть получает средства на радостную жизнь себя, своей семьи и прихлебателей – евроремонт, непременная иномарка и так далее. У каждого феодала есть свой сеньор, которому отдается часть прибыли. От вассала чести и верности не требуется – только деньги. В рамках своей собственности феодал может делать все, что душе его угодно – например, мэры во множестве городов Украины смогли запросто уничтожить электротранспорт под смехотворным предлогом его «нерентабельности» и заменить нормальные трамваи мини-скотовозами, доходы от которых идут лично в их карман, что гораздо «рентабельнее». Шавки помельче как хотят издеваются над работниками, лица покрупнее мэра воруют эшелонами – и ничего. Уголовный кодекс для них отменен, а чести, совести и представления об обществе у них никогда и не было. Вся система строго иерархическая и концы ее сходятся в Киеве. Короля, впрочем, нет, а есть дюжина самых сеньористых сеньоров, где президент – лишь первый среди равных, что-то вроде независимого арбитра в спорах феодалов. Официально феодалы могут называться бизнесменами или же занимать какие-то государственные должности – суть дела от этого не меняется. Феодальная система строго иерархична – от сел к районам, к городам, к областям и далее в Киев. В сущности, это старая советская иерархия управления государством, только произошло с ней примерно то же, что и с каменными деревьями – живые клетки заместились мертвыми камнями. По форме – дерево, а на деле – просто тупая каменюка. Новофеодальная иерархия (неодализм?) ни государству, ни народу, ни каким-либо абстрактным идеям уже не служит. Теперь каждая часть этой структуры беспокоится исключительно о своем благе – это и есть новое украинское государство, схлопнувшееся в себя как черная дыра. С таким строением государство не может не быть ублюдочным, имеющим только внешние формы без прочного скелета, очень слабым против любого внешнего вмешательства – и наблюдения это подтверждают. Именовать его национальным может только совершенно угоревший интеллигентик, живущий где-нибудь в Бандерстане и не читавший ничего, кроме книг Донцова и директив УСС. Такова экономика Украины. Поверх нее в полном соответствии с классиками возведена политика – система неформальных договоренностей между феодалами. Они собираются где-нибудь в баньке, или в какой-нибудь уютной гостинице для своих, или там в бильярдной, и тихо-мирно решают свои вопросы. Бывает, что и не очень тихо – когда-то была популярна стрельба и взрывы на стадионах, теперь вошли в обиход методы более цивилизованные - вроде налоговых наездов. Есть и другие популярные места встреч – например, Верховный Совет, он же Рада. Что приятно, члены этого дорогого клуба и их вотчины гарантированно избавлены от заведения уголовных дел и «масок-шоу» с заламыванием рук за спину. Феодалов на Украине не очень много – примерно 5 процентов населения. Больше прокормить невозможно. В политической и экономической системе только они и их прихлебатели вроде «нацыянально свидомой интэллигэнции» (положим на них еще 5%) считаются настоящими людьми. Это надо учитывать при интерпретации таких лозунгов как «Украинцы должны жить достойно» или «Навстречу людям». Остальные 90% украинцев расцениваются в духе Аристотеля как говорящие орудия для добывания денег. Вопреки формальным заявлениям прав человека у них нет. В экономике они участвуют как предполагающийся бездонным и неиссякаемым источник доходов или в качестве рабочего скота, которому выделяют пайку, чтобы не сдох с голоду. В отличие от Древнего Рима пайка теперь выдается в денежной форме, чтобы «пересичный украинец» мог развлечь себя походом в магазин и вообразить себя маленьким крутым. Кто питается лучше – современный украинец или древнеримский раб, сказать сложно. Ясно только, что в античные времена продукты еще были натуральными, колбасу делали из мяса, а не из сои, а в сливочное масло не ложили дрянной маргарин. В Риме низшим классам помимо хлеба полагались еще и зрелища. На Украине эту роль играет так называемая политика – надстройка над настоящей политикой, классиками не описанная. Настоящей политикой занимаются, как сейчас выражаются, серьезные люди, то есть феодалы. О чем они там договариваются, плебсу знать необязательно. Политику над политикой, то есть уже вторую надстройку над экономикой, изображают ярмарочные шуты, именуемые народными депутатами, лидерами политических партий и тому подобными пышными титулами. Каждые несколько лет народ приглашается на праздник демократии – выбор очередного клоуна (или феодала, которому захотелось в Верховный совет) под видом чаятеля за нужды народные. Праздник заключается в кидании бумажек в специально изготовленные коробки. Предполагается, что эта нехитрая операция как-то мистически сказывается на курсе внешней и внутренней политики. После вбрасывания бумажек народ свободен до следующего раза – никаких реальных прав, хотя бы права отозвать «своего» депутата, у него нет. Можно только смотреть, как они точат лясы с парламентской трибуны. Продолжая античную тему, можно сказать, что все споры депутатов – это лишь тени на стене пещеры, которые отбрасывает настоящая политика. Между прочим, в феодальные структуры входят даже не все бизнесмены и госслужащие – а только приближенные к системе. Множество мелких лавочников, канцелярских крыс из исполкомов, торговцев с рынков только воображают себя «свободными людьми», единственно на том основании, что на свои доходы они в состоянии купить импортный унитаз. Учитывая их повадки и реальное место в распределении ценностей, весь этот класс можно смело назвать «люмпен-буржуазией». Что можно сказать об источниках кормления? В сущности, их немного: а) уцелевшие после приступов рыночного мазохизма заводы и фабрики, продукция которых пользуется спросом за рубежом (танки, сталь, цветные руды) б) легкая и пищевая промышленность, работающая на внутренний рынок в) обдирание собственного населения (все монополии) г) крысятничество - урывание кусков от чужого (милиция, суды, налоговые органы). Был и еще один источник дохода – самый легкий, самый сладкий и желанный – распродажа богатства, оставшегося от СССР. Вещей было много, запасы казались необъятными, шли за бесценок, и, казалось, что эйфория эта будет длиться вечно. Увы! Ничего бесконечного, кроме тупости, в природе не бывает. Реальность в конце концов грубо напомнила о себе скрежетом ложки, царапающей дно пустой банки. 3. Художественно Украину можно представить себе как огромную яблоню, целиком захваченную плодожорками. Стоит такое дерево, словно укутанное грязным белым саваном, и если заглянуть в паутину, увидишь кишащих там жирных гусениц мерзкого вида. Это и есть феодалы – жрущие все подряд, высасывающие все соки, и не понимающие, что дерево без листьев в конце концов засохнет и умрет, и они вместе с ним. Впрочем, какого ума можно требовать от насекомых – так, инстинкты одни. Рядом с гусеницами копошатся тли с раздутыми от жадности брюшками, а по тлям бегают доящие их страшные черные муравьи. Все это перевито паутиной, так что на дереве живого места нет. Чем ближе к вершине дерева, тем толще и жирнее гусеницы, толще паутина, громче чавканье, а на самой верхушке сидит большая – размером с ладонь – рогатая гусеница, гордо именуемая президентом, то есть дословно - «сидящей первой». Вот это правдоподобная, хотя и несколько образная картина. Политологи же почему-то предпочитают писать о каких-то «элитах», словно никогда не учились в советской школе и не знают, что элитой называется что-то самое лучшее. Например, элитные сорта картошки – это какой-нибудь полиплоидный гибрид с клубнями, не влазящими в ведро, а элитный арабский скакун – это лошадка на ножках толщиной в спичку, разгоняющаяся за три секунды до ста километров в час. Понятно, что хочется польстить заказчикам – авось отрыгнут сладкого зеленого сока, но не надо же совсем отрываться от реальности. Эдак можно запросто уподобиться штатным льстецам при тоталитарном Туркменбаши - изумруде души и демократии сердца. В украинских феодалах ничего элитного нет – места кормления достались им, в общем случае, совершенно случайно – при крахе великой страны, который не они даже и готовили. Происходят они, как правило, из социалистических аппаратчиков средней руки – а надо сказать, что госуправление в последние годы советской власти было явно не в пике своей форме. Методы работы у них сооответственные – сговоры втихую, интриги, подсиживания, разносы подчиненных, распластывание перед вышестоящими. Грамотнее было бы называть их не «элитой», а швалью или кодлом. Надеюсь, что со временем ученые введут эти слова в свои теории в качестве полноправных научных терминов и «украинскую элиту» наконец начнут называть так, как она того заслуживает. Продолжая садоводческие изыскания, нельзя не обратить внимание на других обитателей украинского дерева. Например, бегает по нему некая косиножка – существо на длинных нитеподобных конечностях. Временами оно поддерживает одну гусеницу против другой в их битвах. Силы у нее, конечно, никакой, но временами и она может быть полезна. Кстати, битвы гусениц – зрелище презабавное. Сначала гусеницы натравляют друг на друга тлей – и те пишут на кусочках коры всякие гадости о сопернике. Потом враги дергают за паутинки, пытаясь сбить соперника на землю. Если же это не удается, они сходятся вместе и толкаются животами на манер японских сумистов. Вот тут и Мороз-косиножка может пригодится – дернуть вовремя за паутинку и свалить врага на пользу текущему союзнику. Есть еще революционная божья коровка – вся красная-красная, прямо алая. Она часто летает вокруг дерева и поет сладкие песни о светлом будущем, о небесах, о том, как у каждого ребенка будет по конфетке. Гусениц она не ест, и даже тлей не трогает, поскольку убежденная вегетарианка. По правде сказать, у нее и зубов-то нету. Летает она обычно высоко, к земле старается особо не приближаться, чтобы никто не увидел, что ее красные покровы все утыканы черными точками – просверленными прямо в теле ходами, из которых к дереву уходят нити паутины. Множество других насекомых – простых мух, мух, мимикрирующих под ос, мух навозных, совсем уж невидимых глазу клещей и прочий биоценоз, мы опустим, упомянув только, что вся эта энтомология еще ждет своих Фабров и Халифманов. 4. Кратко описанный выше паноптикум тихо и спокойно жил целых десять лет, разглагольствуя о «мире и злагоде», царящей в стране, что означало: мы свое наворовали и жизнью очень довольны, а вы - заткнитесь. Народ, лишенный всяких амбиций, стабильно довольствовался объедками вроде сухих листьев, сыпавшихся с верхушки, кодло стабильно прожирало свое будущее, а за всем этим с усмешкой наблюдал дядюшка с характерной мефистофельской бородкой. Феодалы-гусеницы почему-то считали, что дядюшка этот – их добрый друг, что-то вроде бывшего ЦК партии, только гораздо лучше, потому что ЦК не разрешало предаваться мелким радостям жизни и сильно грузило обязанностями. Дядюшка же воровство и распродажу страны активно поощрял, а задания его были необременительны для выполнения и даже приятны. Казалось, эта идиллия будет продолжаться вечно. Но еще древние говорили: природа не терпит пустоты. Если народ находится в перманентной отключке, это еще не значит, что никто не посягнет на привилегии и сладкие куски. Опасность пришла с той стороны, откуда не ждали – от того самого доброго дядюшки в полосатом цилиндре модных сейчас цветов. А ведь предупреждали добрые люди, целые книги писали, да и можно было в конце концов посмотреть на задний двор этого самого дядюшки Сэма. Американский друг ни с того, ни с сего в самый разгар стабильности решил попросту переформатировать весь украинский «истеблишмент». Вникать в его мотивы мы не будем, как говорится, в политике важны не намерения, а возможности. А возможности были и очень даже большие – подобрали обиженного Ющенко, утерли ему слезки, завезли на Майдан Незалежности (бывш. площадь Октябрьскую) валенки промышленными партиями, написали нехитрые речевки как раз по мозгам студентов-бездельников, коих столь немало сейчас развелось по «межгалактическим университетам» и «элитарным академиям» - и вот на тебе, кипит-шумит народная стихия, CNN прямо разрывается, даже сам Хомский – уж на что пацифист из пацифистов, мухи не обидит – и тот призвал к борьбе с загнившей властью. Ну что дальше было – все и так знают. И вот какая пошлая вещь выяснилась. Оказывается, толстые брюха гусениц хороши только против таких же мягких подельников, а больше ни на что годятся. Слаба оказалась украинская «элита», ой как слаба. В массе своей не стала она защищать свои кормушки, а побежала побыстрее присягать новой рогатой гусенице – которую дядюшка Сэм посадил на место старой, коррумпированной. Как уж премьера Януковича не честили – бандитом, зэком и прочее, а повел он себя просто как кот Леопольд. Пасти не рвал, моргала не выкалывал, как положено вроде бы бандиту, а только заклинал всех жить дружно и демократично. Его объявили законно избранным президентом, тут-то, казалось бы, самое время и хватать власть, которая рядом с тобой валяется – если она тебе нужна. Любая латиноамериканская горилла не стала бы задумываться, что дальше нужно делать на месте Януковича: а) арестовать Кучму, свалив на него все грехи старой власти и тем самым максимально от нее дистанцироваться б) туда же отправить Ющенко за попытку незаконной узурпации власти – чтобы не хватался за библию, когда попало в) перенести столицу в Харьков под предлогом невозможности работы в Киеве, сразу избавившись тем самым от всей киевской накипи, плотной толпой окружающей все механизмы государства г) вместо революционного оранжевого шоу на площади устроить свое шоу – разгон из брандспойтов попытки государственного переворота г) ожидать процессии кающихся и спешащих примазаться к победителям. Вот это называлось бы волей к власти. Конечно, многие гении человечества жажду власти в своих бессмертных трудах проклинали и всячески бичевали, но времена меняются, и как мы выяснили на своей шкуре, политик, рвущийся к власти, хоть и не очень приятен и этичен, но все же на порядок лучше идеалиста, который мямлит, размазывает манную кашку по тарелке и отпихивает от себя власть, потому что она получена с мелкими погрешностями. Таким толстовцам место в буддистском монастыре, пусть там занимаются ахимсой и ходят с метелочкой, чтобы не повредить листоблошкам, а политикой должны заниматься сильные люди, которые будут идти до конца в защите интересов верящим им людей. Результаты чистоплюйства Януковича и трусости стоявшего за ним донецкого клана украинцам придется теперь пожинать долго. Оно, конечно, и Ющенко буржуазен, и Янукович буржуазен, как нам пела некая божья коровка, но национальный президент Янукович, дружащий с Россией, налаживающий с ней хозяйственные связи – вполне взаимовыгодные, спокойно относящийся к людям, разговаривающим на родном русском языке, и не лезущий в Европы - на световые годы лучше президента Ющенко – американской марионетки и его команды воров-русофобов-политических шоуменов. Радует только, что трусость и мягкотелость в политике теперь немедленно наказываются. Дохлые пчелы никому не нужны. Ющенко активно выпихивает всех своих противников абсолютно со всех доходных мест. Тщетны надежды на то, что с ним можно договориться. Договариваться можно со своими, с теми, от кого тебе что-то нужно, а Ющенко – аватара дяди Сэма, а не самостоятельная фигура. С тем же успехом можно договариваться с манекеном в универмаге, чтобы посторонился и не заслонял виды из окна. Как обыкновенный украинец, не обремененный частной собственностью, не могу не позлорадствовать – вам было что терять, господа феодалы, и вы это-таки потеряете. Даже ласковый котенок шипит, если попытаться отобрать у него блюдечко с молоком, а вы оказались глупее котенка. А ведь можно было действовать, но для этого надо было порвать гнилую паутину и призвать на помощь народ – и не к голому энтузиазму призвать, а к конкретным интересам, поделиться частью, чтобы не лишиться всего. Ведь народ был готов идти за Януковичем, был готов идти и дальше Януковича, только нужна была организация и деньги. Что поделаешь – сейчас на дворе денежный тоталитаризм, даже добрые чувства должны подкрепляться конкретными суммами. Но вам жалко было своих денег, господа хорошие, да и народа вы боялись, потому что средства ваши были у него же отобраны. Вы решили, что с Ющенко можно втихаря договориться в баньке или в Раде, что вы пройдете в следующем году в парламент и там будете «решать вопросы» так, как привыкли – за спиной людей. Вы бросили народ, убрали палатки с площадей Донбасса и Одессы и проиграли. Уже проиграли, если еще этого не поняли. Не будет следующего года и парламента. И доходных мест ваших уже у вас не будет. Вечная вам память. А Украина останется. Президент Ющенко – а вернее, силы, стоящие за этим коллективным псевдонимом - начнет страну уродовать – как он делал это, будучи премьером, только с гораздо большим размахом. Уже начались дикие повышения цен, дальше грядет инфляция, перетягивание горла экономики монетаристским жгутом, закрытие шахт и заводов. Помимо того Ющенко будет дергать и политическую систему то в одну сторону, то в другую, пока все не пойдет вразнос – как обезьяна, заскочившая в кабину экскаватора и ставшая хватать все рычаги подряд. От него постепенно отвернутся даже крякавшие на площади «Разом нас багато». Но дядя Сэм будет наготове - произойдет оранжевая революция-2, потом 3 и так далее, и на каждому круге пространство возможностей будет сжиматься, пока страна Украина вместе со всеми ее людьми не будет продана по бросовым ценам в утиль. Петров Александр Сергеевич P.S. Замечу, что на 80% все вышенапечатанное справедливо и для России - особенно про "денежный феодализм" .

lbamda: Экономические катаклизмы, которыми неизменно знаменовалось каждое премьерство Юлии Тимошенко, в этом году вполне могут перерасти в полноразмерную финансовую катастрофу, масштабы и последствия которой затмят череду азиатских дефолтов 1997—1998 гг. На это указывают основные индикаторы отечественной экономики, которые уже находятся в «красной зоне» и сигнализируют о близком крахе. Дефолт украинской финансовой системы станет закономерным итогом экономической политики «оранжевых». Ведь можно достаточно долго обманывать избирателей, но экономические законы не обманешь. Фундамент банкротства С первым приходом в премьерское кресло Юлии Владимировны экономическая политика в нашей стране приобрела резко «оранжевый» оттенок: с одной стороны, безудержный популизм и наращивание социальных выплат, а с другой — повальная приватизация и открытие границ. В стране становилось все сложнее заниматься производством и все проще — финансовыми спекуляциями. Со вторым пришествием ЮВТ движение Украины к финансовой катастрофе ускорилось. На разрушительные действия правительства наложились общий политический кризис и кризис системы госуправления в стране, а также осложнившаяся ситуация в мировой экономике. Но мы ограничимся лишь анализом тенденций экономического развития Украины с начала 2005 г., которые дают веские основания говорить о скором банкротстве финансовой системы нашей страны. Важным индикатором грядущего кризиса является дефицит торгового баланса Украины, свидетельствующий о том, что мы покупаем на международном рынке больше товаров, чем продаем. Превышение импорта над экспортом наблюдается в украинской экономике уже четвертый год; предпосылки для этого были заложены правительством Юлии Тимошенко еще в 2005-м. Со дня своего первого назначения премьером ЮВТ повела курс на снижение импортных пошлин под соусом борьбы с коррупцией на таможне и подготовки отечественного законодательства к вступлению в ВТО. А после проведенной в том же году ревальвации гривни импортировать в Украину товары многих групп стало еще выгоднее. Последствия не заставили себя ждать: если еще в 2004-м наша страна продавала на международном рынке товаров на 3,66 млрд. долл. больше, чем покупала, то уже по результатам 2005-го дефицит торгового баланса составил 1,91 млрд. долл. (см. график сальдо внешней торговли Украины, на котором четко виден перелом, соответствующий «оранжевой революции»). График сальдо внешней торговли Украины Последующим правительствам (Юрия Еханурова и Виктора Януковича), к сожалению, не удалось нейтрализовать эту тенденцию, и с возвращением Юлии Владимировны рост дефицита продолжился с новой силой. По результатам 2007-го Госкомстат зафиксировал рекордный его уровень — 11,42 млрд. долл., а в текущем году только по результатам января — мая превышение товарного импорта над экспортом составило 9,2 млрд. долл. По мнению большинства отечественных экспертов, в 2008 г. внешнеторговый дефицит превысит прошлогодний. В частности, парламентский комитет по вопросам финансов и банковской деятельности, возглавляемый Николаем Азаровым, прогнозировал отрицательное внешнеторговое сальдо по итогам года около 20 млрд. долл. «Складывается более чем угрожающая тенденция для платежного баланса государства... Негативное сальдо может еще увеличиться из-за политики искусственного укрепления гривни, которое ведет к ограничению экспорта, а также одновременному поощрению импорта в Украину товаров», — говорится в пресс-релизе комитета (Интерфакс-Украина). Итак, Украина покупает за рубежом товаров больше, чем продает. В связи с этим возникают два закономерных вопроса: что именно и за счет чего приобретается? Сначала рассмотрим, на какие импортные товары потрачены деньги? Возможно, все не так уж и плохо — средства пошли на закупку оборудования для новых производств, значит, будут созданы рабочие места и налажен выпуск конкурентоспособной продукции? Может, в этом и заключается стратегия «украинского прорыва»: сегодня на взятые взаймы средства мы строим новые заводы и фабрики, инвестируем в инфраструктуру и технологии, а завтра покорим своими товарами весь мир? К сожалению, анализ структуры украинского импорта свидетельствует об ином. По данным Госкомстата, наиболее значительную долю в товарной структуре украинского импорта за 2007 г. составляют энергоносители — 26,3%, что соответствует 15,98 млрд. долл.; по сравнению с 2006-м эта сумма увеличилась на четверть. Впрочем, фактическая доля энергоносителей в структуре внешних закупок должна быть выше — ведь Украина закончила прошлый год с долгами за израсходованный газ, которые не попали в статистику 2007-го, но это тема для отдельной статьи. Отметим, что речь идет не только о газе, но и о нефтепродуктах. Показательный пример: если в 2004 г. Украина импортировала лишь 10% потребляемого бензина и дизтоплива, то в начале 2008-го доля импорта достигла уже около 50% всего украинского потребления и продолжает увеличиваться. Вторая весьма значительная статья в структуре украинского импорта — автомобили. В прошлом году закуплено наземных транспортных средств (не считая железнодорожных) на 7,77 млрд. долл. (12,8% общего импорта). Значительную долю среди них составляет легковой автотранспорт. Госкомстат не выделяет его как отдельную группу товаров, но по данным аналитической группы Auto-Consulting, в 2007-м украинцы приобрели более 542 тыс. новых легковых автомобилей (91% общего объема продаж автотехники). В текущем году, по прогнозам, этот показатель достигнет 675—710 тыс. Очевидно, что с макроэкономической точки зрения речь в данном случае идет отнюдь не об инвестиционных товарах. Товары, которые можно классифицировать как инвестиционные, относятся к группе «механическое оборудование», которая в 2007 г. в сумме составила 17,4% общего импорта (10,57 млрд. долл.). Однако эта группа в отечественной статистике неоднородна: в нее наряду, например, с промышленными станками или оборудованием для пищевой промышленности входят также телевизоры, DVD-проигрыватели и т. п., реализуемые через супермаркеты. Если сравнить приведенную выше цифру со статистикой прямых иностранных инвестиций в нефинансовый сектор за тот же год (3,6 млрд. долл.), то долю действительно инвестиционных товаров (оборудования и пр.) в украинском импорте можно оценить примерно в 5 млрд. долл. Из этого небольшого анализа следует вывод: значительный дефицит внешней торговли является сугубо потребительским, ни о каком инвестиционном буме и речи нет — налицо банальное «проедание» денег. Перейдем ко второму вопросу: за счет чего же Украина покупает за рубежом товаров больше, чем продает? Финансовая система страны остается на плаву благодаря положительному финансовому балансу — только за 2007 г. прирост иностранного капитала в экономике Украины составил 7,88 млрд. долл. За счет мощного входящего финансового потока общий платежный баланс (торговый + финансовый) остается положительным. Эти цифры представляют собой предмет гордости политиков «оранжевого» лагеря и служат успокоительной таблеткой для многих отечественных экономистов. Ну как же, ведь привлечение иностранных инвестиций в экономику — краеугольный камень либерально-монетаристской парадигмы развития для стран третьего мира. Но за всей этой внушительной терминологией кроется тот малоприятный факт, что наша страна живет в долг. Более того, достаточно повнимательнее присмотреться к структуре вошедшего в Украину финансового потока, чтобы разглядеть потенциальную (при этом более чем реальную) угрозу дефолта, который способен в клочья разорвать финансовую систему Украины. Как сообщал Госкомстат, по итогам 2007 г. наибольший прирост иностранного капитала — 2,28 млрд. долл. — отмечен на предприятиях, занимающихся финансовой деятельностью, тогда как на предприятиях промышленности он составил 2,03 млрд. долл., на предприятиях, осуществляющих операции с недвижимостью, — 782 млн. долл., а в строительстве — 779,4 млн. долл. Отсюда очевидно преобладание финансового сектора и сферы услуг над промышленным производством. Такая ситуация чревата негативными последствиями: инвестиции в данные секторы фактически являются спекулятивными, и при первых же признаках падения рынка недвижимости или значительных проблем на украинском финансовом рынке эти деньги устремятся вовне из нашего государства, сокрушая отечественную финансовую систему. Валовый внешний долг украины Еще более серьезные опасения внушают объем и структура украинского внешнего долга. По данным Нацбанка, общий внешний долг по состоянию на 1 апреля 2008 г. достиг астрономической суммы — 92,49 млрд. долл. (см. соответствующий график), в которой краткосрочные долги (со сроком погашения менее 12 мес.) составляют почти треть — 26,3 млрд. долл. Таким образом, до конца года только по этой статье выплаты тела кредитов и процентов иностранным кредиторам будут равны примерно 21 млрд. долл. Высокая доля краткосрочных долгов является значительной проблемой для Украины. В нынешней сложной ситуации для многих экономических субъектов едва ли не единственным способом погасить свои долги иностранцам оказывается рефинансирование, т. е. проведение новых заимствований. Но в связи с мировым кризисом ликвидности и ухудшением кредитного рейтинга Украины украинским банкам и корпорациям все сложнее привлекать иностранные займы для погашения старых кредитов. К тому же новые займы предоставляются, как правило, на худших условиях — с более высокими процентными ставками и на меньший срок. При этом косвенно ограничиваются возможности субъектов экономики обслуживать уже взятые кредиты, возникает потребность в новых заимствованиях для погашения старых — и в результате увеличивается доля краткосрочных долгов в структуре украинского внешнего долга. Формируется замкнутый круг, своеобразная долговая пирамида, которая уже в ближайшее время может обрушиться и погрести под своими обломками всю экономику Украины. Подливает масла в огонь и правительство: для привлечения иностранных денег Кабмин ЮВТ старается максимально либерализовать условия для деятельности транснациональных компаний (ТНК), одновременно ухудшая ситуацию для национальных производителей. Яркий пример — скоропалительное вступление в ВТО на кабальных, невыгодных для Украины условиях повлекло за собой резкое увеличение импорта товаров, усугубив и без того сложное положение национальной промышленности и сельскохозяйственного производства. Вкупе с беспорядочным потребительским кредитованием, направляемым в основном на потребление иностранных товаров, это приводит к еще большему росту импорта и ухудшению внешнеторгового баланса страны, а соответственно и к росту внешнего долга. Все это демонстрирует ущербность экономической модели, построенной в Украине. Фактически страна живет в долг; субъекты экономики для выплаты старых кредитов вынуждены брать новые. Аналогичная ситуация, сложившаяся не так давно в странах Юго-Восточной Азии (ЮВА), привела к плачевным результатам. Но некоторые отечественные политики и экономисты, по-видимому, не извлекли урок из этого печального опыта. Повторение пройденного Чтобы представить, с чем столкнется экономика Украины, возможно, уже в ближайшие месяцы, вспомним события 11-летней давности в ЮВА. Речь идет о т. н. азиатском кризисе 1997—1998 гг., в результате которого произошла резкая девальвация национальных валют Таиланда, Малайзии, Индонезии, Филиппин, Сингапура и Южной Кореи. Экономическая ситуация в странах Ассоциации государств ЮВА (АСЕАН) в преддверии кризиса в некоторых аспектах напоминала нынешнее состояние дел в нашей стране. Страны этого региона в конце 90-х создали у себя достаточно ущербные экономические модели, характерными чертами которых были ультралиберальный монетаризм, приоритет финансовых услуг над производством, безудержное потребление западных кредитов и привязка национальных валют к доллару. Развитие «восточноазиатских экономических тигров» шло в основном за счет внешних финансовых инвестиций, привлекательных для иностранных капиталов благодаря высоким процентным ставкам. Входящий финансовый поток переводился в банальное потребление, страны набирали все больше и больше бытовых потребительских кредитов (что наблюдается ныне и у нас). На этих деньгах происходило интенсивное «надувание пузырей» в некоторых секторах экономики (здесь можно провести аналогию с имеющим спекулятивный характер удорожанием земли и недвижимости в Киеве). Толчком для азиатского кризиса стало повышение процентных ставок в США и рост курса доллара, в результате чего государствам АСЕАН пришлось пропорционально поднять собственные процентные ставки (и без того достаточно высокие), чтобы сохранить приток иностранных инвестиций. Это привело к росту национальных валют этих стран, а возросшие процентные ставки по кредитным обязательствам стали своеобразной приманкой для финансовых спекулянтов со всего мира. Первым объектом атак среди валют стран ЮВА стала национальная валюта Таиланда — бат. В феврале—марте 1997 г. международные валютные спекулянты массово заключили огромное количество валютных контрактов по покупке тайских батов за американские доллары с годовым сроком погашения на общую сумму 15 млрд. долл. За этим вскоре последовала финансовая атака: в мае на валютный рынок Таиланда обрушился шквал заявок на продажу батов и покупку долларов. Центробанк Таиланда, истратив на поддержание бата значительную часть своих резервов, объявил о введении свободного курса тайской валюты. Бат начал стремительно падать, и к январю 1998 г. курс достиг 56 батов за доллар (вместо 25—26 в начале года). Это был тяжелейший удар для экономики страны, резко упали котировки акций на бирже и цены на недвижимость. Высокий уровень задолженности тайских компаний стал причиной массовых банкротств. В считанные дни кризис переметнулся на другие страны ЮВА. К концу июля началось обвальное падение валюты в Малайзии; курс ринггита упал в полтора раза (с 2,5 до 3,8 ринггита за доллар) со всеми вытекающими последствиями. В августе кризис охватил Индонезию. К концу года курс национальной валюты упал катастрофически: с 2,5 тыс. до 7 тыс. рупий за доллар. Вследствие галопирующей инфляции и стремительного роста цен, в т. ч. на основные продукты питания, в стране начались массовые беспорядки, во время которых в одной только столице погибло более 500 человек. Южная Корея поначалу оставалась в стороне от кризиса благодаря ориентации национальной экономики на полезное производство при одновременной государственной опеке национальных производственно-финансовых корпораций. Но мощный промышленный сектор экономики как раз и привлекал международных финансовых хищников, жаждущих обанкротить и дешево скупить национальные активы. Финансовая атака была реализована в виде резкого вывода иностранных капиталов из экономики страны. Началось падение южнокорейской воны — ее курс снизился с 800—900 до 1500—1600 вон за доллар. Кто же выиграл от банкротства «азиатских тигров»? Ответ лежит на поверхности. В результате финансовой атаки национальные активы пострадавших от кризиса стран Азии обесценились в несколько раз, и крупнейшие ТНК за бесценок поглотили целые отрасли их экономик. Яркий пример, близкий украинцам, — поглощение американским концерном General Motors корейской Daewoo Motor. «Якось воно буде»? В экономике сегодняшней Украины слишком много черт, напоминающих экономику «азиатских тигров» в преддверии кризиса, и это не может не тревожить. Стараниями «оранжевых» в нашей стране реализована ущербная модель фиктивного экономического роста, которая базируется на вливании иностранного капитала, а не на достижениях реальной экономики и росте производительности. Кроме того, правительством ЮВТ проведен практически полный цикл подготовки финансовой системы Украины к дефолту по образцу стран ЮВА 1997 года. Во-первых, аналогично экономикам стран ЮВА, под мантры о «притоке иностранных инвестиций» Украина довела размер валового внешнего долга до уровня, превышающего критическую черту, — он едва ли не трижды перекрывает имеющиеся валютные резервы НБУ. Во-вторых, в стране была создана обстановка, способствующая использованию иностранных займов не столько не в интересах развития национальной промышленности, сколько на потребление иностранных же товаров. Вместе с резкой либерализацией условий поступления импорта на отечественный рынок (при подготовке к вступлению в ВТО) это привело к стремительному росту ввоза товаров и ускоряющемуся ухудшению внешнеторгового баланса. Возможно, в других условиях такая ситуация в экономике продолжалась бы достаточно долгое время, и Украина, пользуясь благоприятной конъюнктурой на внешних рынках, а также заделами эпохи Кучмы, пребывала бы в блаженном состоянии фиктивного кредитного «роста». Но ситуация в мировых финансах изменилась, начался кризис ликвидности. И вот для обеспечения притока иностранных денег правительство Тимошенко повторило фатальную ошибку вышеупомянутых стран ЮВА. Речь идет о т. н. «ревальвации гривни». Теперь расплата за кредитный пир близка, и традиционная формула «якось воно буде» уже не действует. Украинские монетарные власти, следуя по пятам «азиатских тигров» образца 1997-го, привлекают иностранный капитал, увеличивая доходность в нацвалюте. Разница лишь в том, что в странах ЮВА поднимались процентные ставки в национальных валютах, а украинцы изобрели собственное «ноу-хау». В контексте «борьбы с инфляцией» Нацбанк проводит курс на «рыночную» ревальвацию гривни к доллару, а правительство рекламирует детище министра финансов — сжатие гривневой ликвидности (изъятие части финансовых средств из оборота). Результат этих шагов аналогичен азиатскому — доходность краткосрочных спекулятивных операций на украинском финансовом рынке растет, что, безусловно, стимулирует приток иностранного капитала. Но привлечение дополнительных зарубежных инвестиций с помощью таких неестественных инструментов чревато очень тяжелыми последствиями для экономики. Прежде всего «благодаря» ревальвации гривни наша страна уже стала приманкой для спекулятивных денег со всего мира, а украинские экспортеры несут убытки. В свою очередь, сжатие ликвидности ухудшает условия для получения кредитов отечественными предприятиями. Таким образом, местное производство сокращается из-за увеличения издержек, связанных с удорожанием заимствований. В итоге на украинском финансовом рынке растет критическая масса спекулятивных денег, в любой момент готовых ринуться вовне из страны, но в то же время уменьшается реальный сектор национальной экономики и сокращаются экспортные возможности. А это еще больше ухудшает структуру внешнего долга и увеличивает негативное сальдо платежного баланса. Макроэкономический анализ ситуации в Украине и в мировых финансах говорит о том, что развязка, по всей вероятности, наступит уже в ближайшие месяцы. Десять лет назад преддефолтное состояние в Азии, как уже отмечалось, переросло в полномасштабную экономическую катастрофу после начала цикла повышения процентных ставок в США, что вызвало массированный отток спекулятивных капиталов из стран ЮВА и как следствие — обвал национальных валют. Особенность текущей ситуации в мировых финансах в том, что очередной цикл повышения процентных ставок в Соединенных Штатах должен вот-вот начаться. Хотя Федеральная резервная система (ФРС) США на своем последнем заседании 5 августа оставила ключевую процентную ставку без изменений — на уровне 2%, большинство аналитиков считают высоковероятным повышение ставок до уровня 2,25% уже осенью. Так, в заявлении ФРС по результатам последнего заседания говорится о «повышательных рисках для инфляции», которые вызывают значительное беспокойство наряду с «понижательными рисками для экономического роста» (http: //www.finam.ru/about/newsitem31849/default.asp). В переводе на общепонятный язык это означает, что при первой же возможности для борьбы с инфляцией монетарные власти США начнут цикл повышения ставок, а возможно, даже прибегнут к более радикальному средству — изъятию части долларовой массы с рынка. По идее подобные перспективы должны бы лишить сна украинское правительство и монетарные власти, поскольку очередной цикл повышения учетной ставки ФРС и удорожания доллара повлечет за собой массовый исход капиталов (в первую очередь спекулятивных) с нашего рынка. Прибавим к этому негативный внешнеторговый баланс страны, а также необходимость выплаты внешних займов субъектами экономики. Положение усугубится удорожанием заимствований, а значит, правительству, банкам и компаниям будет все сложнее рефинансировать свои долги, т. е. делать новые заимствования, чтобы рассчитаться со старыми кредитами. Это станет толчком к разрушению украинской долговой пирамиды. Сценарий для страны Из нашего краткого анализа современной экономической ситуации в Украине видно, что баланс складывается не в пользу нашей страны. Это подтверждается следующими приблизительными подсчетами: против валютных резервов НБУ (37,91 млрд. долл. по состоянию на июль) играют более 20 млрд. долл. выплат иностранным кредиторам только по краткосрочным обязательствам, к ним прибавим такую же сумму прогнозируемого внешнеторгового дефицита, плюс вывод спекулятивных иностранных инвестиций с украинского рынка после начала паники составит как минимум 10 млрд. долл. Картина, которая при таком раскладе вырисовывается в Украине к концу года, обескураживает. Итак, после начала цикла роста учетных ставок в США весь спекулятивный иностранный капитал устремится вовне из Украины. И уже примерно в декабре НБУ может столкнуться с «азиатским дежавю» — массовыми заявками от нерезидентов, а также украинских банков и компаний на продажу гривни и покупку валюты, что вызовет необходимость валютных интервенций из резервов Нацбанка и падение курса гривни. Ситуацию усугубит возможное дальнейшее снижение кредитных рейтингов Украины, которое станет внешней причиной возникновения проблем в банковском секторе, вплоть до приостановки некоторыми банками выдачи денег вкладчикам и даже банкротства нескольких банков. Дальнейшим витком разворачивания кризиса станет паника среди населения, связанная с проблемами в банковском секторе и повышением курса доллара на валютном рынке. Люди начнут массово снимать свои вклады в банках и конвертировать их в наличную валюту, что приведет к дальнейшему падению курса гривни на наличном рынке, которое будет стремительно набирать скорость, перерастая в обвал. На фоне финансовой неразберихи продолжится вывод иностранных и отечественных капиталов из Украины; объем заявок на продажу гривни и покупку валюты многократно перекроет наличные валютные резервы Нацбанка. Потратив большую часть своих валютных резервов на попытки стабилизировать ситуацию, НБУ окажется перед дилеммой: заявить о невозможности выполнить свои внешние обязательства, т. е. объявить дефолт с автоматической девальвацией гривни в несколько раз, или же, не дожидаясь пика паники, провести резкое снижение курса гривни (в 2—3 раза). Любой из этих вариантов будет означать полное банкротство и окончательную катастрофу для украинской экономики. Коллапс банков и девальвация национальной валюты потянут за собой массовые банкротства предприятий и остановку деловой активности. Компании начнут увольнять сотрудников, а срыв выполнения контрактов вызовет повальный кризис неплатежей. Страна погрузится в многолетнюю депрессию, сравнимую с началом 90-х годов. Особенно болезненно воспримет дефолт население. Значительная часть украинских домохозяйств, имея огромные долги перед банками и столкнувшись с резким падением доходов, фактически станут банкротами. Это повлечет за собой катастрофическое падение жизненного уровня и новую волну трудовой миграции, в первую очередь в Россию. На фоне экономического кризиса Украина столкнется с массовым оттоком рабочей силы, что породит инфраструктурный и производственный коллапс. В связи с этим большинство предприятий, остановивших работу, уже не смогут подняться через несколько лет. Начнется также массовое разрушение инфраструктуры ЖКХ. Учитывая, что к тому времени все значимые национальные активы за 10—20% рыночной стоимости (практически за символическую цену) перейдут под контроль иностранных собственников, государство останется без ресурсов, необходимых для обеспечения восстановления экономики и возобновления сколько-нибудь приемлемого роста. Таким образом, постепенно Украина превратится в зону гуманитарного бедствия — с разрушенной промышленностью и инфраструктурой, минимумом трудоспособного населения, сверхвысоким уровнем преступности и нулевыми шансами на возрождение. Украина-2009: конец истории? Логичным результатом экономической катастрофы в Украине станет ее распад и прекращение существования как независимого государства, однако это — тема для отдельного разговора. Но основная проблема нашей страны заключается даже не в грядущих экономических катаклизмах, а в отсутствии понимания реальной ситуации у большинства отечественных субъектов политической и экономической жизни, в использовании искаженной «картины мира» для принятия решений — как в обыденной жизни простых граждан, так и в госуправлении, среди украинских политиков и даже в экспертной среде. Эта проблема не нова; она представляет собой результат действия механизмов манипуляции общественным сознанием, описанных известным российским публицистом Сергеем Кара-Мурзой. Хочется верить, что хотя бы перед лицом экономической катастрофы украинцы прозреют, увидят мир в истинном свете и осознают настоящие цели «оранжево-бело-сердечных» манипуляторов. Жаль только, что за это прозрение всем нам придется заплатить слишком высокую цену. Валентин Ингульский

lbamda:



полная версия страницы